7'2006
87654321
Если бы Иисус не родилсяДжеймс Кеннеди, Джерри Ньюкомби
Перевод с англ. Николая Хило

Если бы Иисус не родился, облик нашего мира был бы совершенно иным. С момента своего возникновения христианство оказывало чрезвычайно мощное влияние на культуру.
Дж. Кеннеди и Дж. Ньюкомби приводят целый ряд примеров из тех сфер общественной жизни, которые претерпели особенно большие изменения под влиянием христианства.

Кто главный бухгалтер?
Какое влияние оказало христианство на развитие представлений о ценности человеческой жизни?
В древнем мире человеческая жизнь зачастую вообще не обладала ценностью, в особенности когда шла речь о женщинах, детях и стариках. Например, Платон говорил, что, если мужчина будет вести себя как трус, в следующей жизни он станет женщиной.
В Индии, Китае, Риме и Греции жена являлась собственностью мужа. Она не имела никаких прав и была совершенно беззащитной. К примеру, в Индии вдова должна была закончить свою жизнь на погребальном костре вместе с телом мужа. Подобная практика существовала и в Африке.
Лучше ли обстояли дела в Греции и Риме? Детей с физическими недостатками родители практически всегда бросали на верную смерть, а от девочек часто избавлялись просто потому, что они были людьми «низшего сорта». В целом в Древнем Риме детоубийство процветало. Если убийство римского гражданина преследовалось по закону, то убиение соб­ственных детей считалось вполне приемлемым поступком.
Благодаря вмешательству Церкви уже в самый ранний период ее существования практика детоубийства была прекращена. Под влиянием христианства предельно сократилось и количество абортов. Христиане Древнего Рима подбирали на улице брошенных детей и брали их к себе на воспитание. Начали строиться дома и приюты для брошенных детей.
Христианское учение о природе людей перевернуло представления о ценности человеческой жизни. Также произошло коренное переосмысление статуса женщины в обществе. К примеру, благодаря деятельности христианских миссионеров, особенно Уильяма Кери, в Индии было практически прекращено убийство новорожденных девочек и произошел отказ от практики сжигания вдовы на погребальном костре вместе с телом мужа.
Что касается отношения к старикам, в древнем мире их либо оставляли без должного ухода, либо убивали. Но именно христиане впервые стали строить дома для престарелых.
Еще одно позорное пятно в истории человечества — рабовладение. Однако христиан­ство стало той силой, которая постепенно подорвала основы этой греховной системы. В Послании к Филимону апостол Павел призывает своего адресата-рабовладельца принять беглого раба Онисима «не как раба, а как брата возлюбленного». Эти слова не назовешь иначе, как революционными. И христианская система ценностей, построенная на принципе любви, не могла не привести к уничтожению рабства.
Кроме того, христианское учение о том, что труд является достойным занятием, изменило в обществе отношение к труду и таким образом поспособствовало упразднению рабовладения как института, позволяющего свободному человеку не «оскверняться» выполнением какой-либо работы.
Христианская Церковь стала той силой, которая положила конец кровавым бойням на гладиаторских аренах, а благодаря деятельности миссионеров практически полностью ушел в небытие каннибализм.
Сегодня христианство бросает вызов эволюционным и неоязыческим представлениям о том, что ценность человеческой жизни не выше, чем ценность жизни животного или растения. Если стоять на таких позициях, следует ли удивляться тому, что ежегодно в одних только США в результате абортов погибает около 1,5 миллиона нерожденных младенцев. Или тому, что в мире доктора все чаще и чаще прибегают к эвтаназии.
Христианское учение об образе Бога в человеке было основной силой, благодаря которой сформировались представления о человеческой жизни как о величайшей ценности.

Раздача хлебов
Какой вклад внесло христианство в дело помощи бедным? До пришествия Христа люди жили по принципу «человек человеку волк». Иисус Христос же явил Своей жизнью пример того, как нужно помогать бедным, заботиться о неимущих и угнетенных. Неудивительно, что ранняя Церковь так ревностно занималась благотворительностью. У верующих во Христа изменился и побудительный мотив. Они делали добро из любви к Христу, который пришел на эту землю, чтобы стать для нас нищим.
Несмотря на то, что Средние века принято называть «темными», Церковь в этот период как никогда активно занималась благотворительностью. Позднее протестантская церковь продолжила этот благородный труд. Чего стоит одно только служение Джорджа Мюллера, основавшего в Англии целый ряд приютов, которые помогли тысячам детей и послужили примером для других благотворительных организаций! Тем не менее сегодня многие организации, основанные некогда христианами, превращаются в чисто светские учреждения. Но не будь Иисуса Христа, они так никогда бы и не появились. В сфере же благотворительности продолжают активно действовать таки организации, как Армия Спасения, Уорлд Вижн Интернешнл, Самэританс Перс и др.
Социологи утверждают, что религиозные люди более склонны к благотворительности. Согласно опросу Гэллапа церкви и синагоги в США жертвуют нуждающимся больше средств, чем любые другие негосудар­ственные институты, включая корпорации. И это неудивительно, ведь последовательная атеистическая идеология не может обосновать необходимость благотворительности. Не могло заставить людей уделять нуждающимся и языческое учение: вот почему жители древнего мира так изумлялись, видя проявления любви со стороны христиан.

Читают все!
В дохристианскую эпоху образование было привилегией элиты. Концепция же всеобщего образования сформировалась под воздействием христианства. Самые старые и знаменитые университеты были основаны христианами. Зарождение и развитие письменности — также заслуга христиан. В период Средневековья монахи бережно хранили и старательно переписывали памятники христианской, а также классической письменности. Позднее миссионеры-христиане, переводившие Библию на разные языки мира, заложили основы письменности многих народов. Среди этих миссионеров особенно значительная роль принадлежит Вульфиле — создателю Готического евангелия, а также Кириллу и Мефодию — создателям кириллицы.
Концепция всеобщего образования уходит своими корнями в эпоху Реформации. Образование необходимо было в первую очередь,для того, чтобы изучать Библию. Изобретение Иоганном Гуттенбергом печатного станка позволило издавать Святое Писание массовыми тиражами и являлось эпохальным событием в истории развития человеческого познания.
Говоря о зарождении всеобщего образования, невозможно не упомянуть Жана Кальвина. Кальвину принадлежит колоссальная роль не только в разработке протестантского богословия, но и в распространении образования. Кальвин считал, что величайшее призвание человека — познавать Бога. Вот почему так необходимо изучать Его книгу — Святое Писание. Но Бог открывается нам и через другую книгу — природу, и, следовательно, необходимо приложить все старания, чтобы постигнуть те принципы, на которых она зиждется.
Христианство дало мощный толчок развитию образования еще и потому, что главную роль в обучении детей отводит родителям. Именно они несут основную ответственность за получение ребенком надлежащего образования. Согласно статистике в таких странах, как Китай и Индия, где люди едва ли вообще когда-нибудь слышали Евангелие, уровень грамотности составлял в начале прошлого столетия 0-20 %. В странах, принявших католическую веру, этот показатель составляет от 40 до 60 %. А в странах протестантского мира от 94 до 99,9 % людей являются грамотными.
Уже в середине XVII века пуритане в США приняли закон, в соответствии с которым вводилось обязательное образование для всех детей. В XVIII веке стали образовываться американские университеты и колледжи. Из ста двадцати трех подобных учреждений, возникших в то время, практически все были христианскими. Вот некоторые из наиболее известных на сегодня университетов, которые были основаны христианами: Гарвард, Йельский университет, Принстон, Нью-Йоркский университет, университет Уильяма и Мэри, Норсвестский университет и т. д. С течением времени, однако, сфера образования перешла под контроль государства. В результате подавляющее большинство учебных заведений, первоначально задуманных как христианские, приняли на вооружение атеистическую идеологию. В каких бы радужных цветах современные секуляристы не описывали эту тенденцию, им необходимо дать ответ по крайней мере на один щекотливый вопрос: «Как так получилось, что с секуляризацией образования уровень безграмотности увеличился в 32 раза?» Разве не права Библия, когда говорит: «Начало мудрости — страх Господень?»

Научная теология
Какое влияние оказало христиан­ство на науку? Альфред Норс Уайтхед однажды сказал, что христианство является матерью всех наук, поскольку наука возможна только при наличии рационального начала во Вселенной. Средневековые богословы также неустанно повторяли мысль о рациональности Бога.
Авторы отмечают, что наука не могла возникнуть в среде греческой философии, по крайней мере, она не могла вырасти из философии Платона. Действительно, Платон пользовался в основном дедуктивным методом, который не позволяет выводить новые данные.
Не могла наука появиться и на почве изысканий еврейских богословов, поскольку единственная причина, по которой созерцание естественного мира может быть для нас полезным, заключается согласно их учению в том, что она побуждает людей славить Бога.
Тем более не могла наука возникнуть в мусульманской среде: если все в этом мире фаталистически предопределено, нет никакого смысла пытаться что-то изменить.
Наука не могла зародиться и в анимистической культуре Центральной или Южной Африки. Последователи этих верований никогда бы не стали экспериментировать с окружающей средой, ведь во всем, что их окружало согласно их представлениям обитали души различных богов и духи предков.
Ни Индия, в которой преобладает индуистская религия, ни Китай, где доминирует буддизм, не могли быть плодородной почвой для развития науки, ведь согласно этим религиозным учениям материальный мир является нереальным, единственной реальностью является душа человека и един­ственным достойным знанием является знание о том, что этот мир является чем-то воображаемым.
И только христианское учение могло способствовать развитию научной мысли, ведь в христианстве Бог представляется разумным существом, источником всякой истины, а мир видится как упорядоченная система, основанная на рациональных принципах. Именно такое предположение делает целесообразным изучение законов природы.
Кроме того, в соответствии с христиан­ским учением действие доктрины о господстве Христа должно распространяться на все сферы нашей жизни. Учение же об испорченности природы человека, в том числе и разума, подразумевает необходимость проведения экспериментов для проверки дедуктивных выводов.
Необходимо отметить, что современная наука зиждется на чисто христианском основании. Николай Коперник и Галилео Галилей не противоречили Библии, когда утверждали, что в центре солнечной системы находится не Земля, а Солнце. Ошибалась как раз господствующая в то время католическая церковь. В целом трудно отрицать, что большинство ученых, совершивших революционные открытия, придерживались веры в христианское откровение. Всем известны такие имена, как Иоганн Кеплер, Блез Паскаль, Исаак Ньютон, Майкл Фарадей, Роберт Бойль, Джеймс Максвелл, Луис Пастер и многие другие. Все перечисленные ученые являлись убежденными христианами.
Первым, кто серьезно поставил под сомнение достоверность Библейского откровения, был Чарльз Дарвин. Именно в ту эпоху возникло представление о том, что наука и религия — несовместимые понятия. В результате в Англии, где такие представления наиболее прижились, христианская вера пришла в упадок. И там на сегодняшний день только 5% населения регулярно посещает церковь. Есть сегодня и те, кто утверждает, что Библия безошибочна только в вопросах спасения. Исторические же и научные данные, содержащиеся в Библии, могут быть и недостоверными. Как же быть с такими утверждениями христианства, как истинность воскресение Христа? Никто ведь не станет спорить, что они поддаются историческому и научному анализу? Если нет уверенности в истинности этих заявлений, то христиан­ство теряет всякий смысл. Научные факты, изложенные в Писании, просто должны соответствовать истине, иначе христианство полностью себя дискредитирует. Отметим, что хоть библейское повествование нельзя сводить только к перечислению каких-либо фактов, фактологический материал в Писании все же имеется. И нужно сказать, что Писание на протяжении уже долгих столетий с честью выдерживало нападки даже самых придирчивых критиков.

«Капитал» Ветхого завета
Чрезвычайно большое влияние христианство оказало на экономику. Маловероятно, что без протестантизма возник бы капитализм и свободное предпринимательство. Именно внедрению христианского мировоззрения в сферу экономических отношений миллионы и миллиарды людей обязаны высоким уровнем жизни и материальным благополучием. В книге Притчей 23:7 сказано: «Каковы мысли в душе его, таков и он». И действительно, то, во что верит большин­ство, во многом определяет уровень благосостояния общества. К примеру, в Индии экономика уже несколько тысячелетий пребывает в состоянии стагнации. В чем же причина? Не в том ли, что в индуистской религии материальный мир считается чем-то нереальным, иллюзорным, а единственной целью человека провозглашается освобождение от оков бренного тела? Однако в Библии уже в десяти заповедях закладываются те основы, которые позволили создать наиболее динамичную модель экономической системы западного общества. Заповедь «не кради», так же как и заповедь «не завидуй», недвусмысленно подразумевает защиту частной собственности.
Еще одним библейским учением, приведшим к формированию капиталистических отношений, было повеление трудиться, данное первым людям. Оно не являлось составной частью проклятия, под которым оказалось человечество вследствие грехопадения: Бог повелел Адаму и Еве трудиться еще до того, как они согрешили.
Если проследить историю формирования современной западной экономической модели, немедленно бросается в глаза то, насколько тесно связана динамика развития экономики с влиянием христианства в обществе. Именно во времена Реформации, когда огромное количество жителей Европы обратилось к Библии как к источнику божественного откровения, зародилась трудовая этика, именуемая сегодня протестантской. Основные ее положения можно свести к следующему утверждению: преследуя свои интересы, человек зачастую может принести обществу больше пользы, чем намеренно жертвуя на его благо. Эти слова принадлежат Адаму Смиту, профессору моральной философии университета Глазго, который в своем труде «Богатство народов» изложил основные положения учения о свободной экономической системе. Благодаря развитию капитализма уже в девятнадцатом веке уровень доходов и благосостояния в Америке и в Англии вырос в шестнадцать раз. Тем не менее новейшей истории известны попытки построения экономической системы, основанной на противоречащих Библии принципах. В частности, речь идет о социализме с его принципиальным отвержением частной собственности, а также идеей коллективизма в ведении хозяйства. Ни для кого не секрет, чем закончился этот эксперимент в СССР. Тяжело оспаривать утверждение, что благосостояние народов зависит от претворения в жизнь принципов библейской трудовой этики и христианской модели социальных отношений.

Красота сексуальности
Каково влияние христианского учения на взгляды общества на секс и семью? Согласно Библии секс между законными мужем и женой является святыней. Однако любое нарушение этого принципа — грех. Церковь на протяжении веков верно следовала библейскому учению в отношении сексуальности и принесла тем самым огромную пользу обществу.
Благодаря христианскому учению удалось сохранить семью как основной элемент общества, а также было предотвращено множество случаев заражения заболеваниями, передающихся половым путем. Последователи Христа избежали в своей жизни многих потрясений, связанных с нарушением установленного Богом порядка.
В наш «век свободы» принято считать, что, «если есть любовь», дозволено все. Согласно общепринятому мнению люди, соблюдающие в своей жизни предписания Христа насчет сексуальности, не могут быть по-настоящему счастливы.
В то же время существует теория, по которой каждая великая цивилизация проходит две фазы в своем развитии. Первая фаза — подъем, который сопровождается строгостью нравов и морали. После достижения цивилизацией пика своего развития постепенно начинается период упадка, для которого очень характерно разложение морали. Например, падению Западной Римской империи предшествовал острый кризис института семьи.
В целом для таких государств античности, как Древняя Греция и Древний Рим, характерно процветание сексуальной безнравственности, о которой свидетель­ствовал повсеместный блуд, прелюбодеяние, групповой секс, гомосексуализм, лесбиянство, содомия, скотоложство, ритуальная и храмовая проституция и всевозможные виды половых извращений. Аборты и детоубийства были самым обычным делом. Но приход Иисуса Христа в этот мир совершил революцию в представлениях людей о Боге. Они узнали о святости как об одной из основных черт Божественного характера. Современные гедонисты взахлеб критикуют христианство за стремление подавить естественное половое влечение человека. Если они имеют в виду, что христиане стремятся подавить половую распущенность, они совершенно правы.
Бог дал заповедь воздержания от блуда для того, чтобы защитить святость секса. Иисус же расширил сферу применения этой заповеди, провозгласив, что не только физический акт прелюбодеяния, но и прелюбодейные мысли составляет нарушение седьмой заповеди.
На протяжение христианской истории существовало множество еретических учений относительно секса. Появлялись такие культы, как манихейство, катаризм, энкратизм, осуждавшие секс даже в браке. Как писал выдающийся христианский автор Клайв Льюис, «дьявол пытается заставить нас броситься в крайности». Библии противоречит не только современные представления об отсутствии каких-либо моральных ограничений в сфере сексуальности, но и доктрина о необходимости полного воздержания. Именно Бог сотворил секс, и Он сказал, что Его творение «хорошо». Манихейское учение о скверности секса основано на языческих представлениях о материи как о чем-то злом и о теле как о гробнице души. Если продолжить эту игру метафор, сегодня тело можно уподобить трактиру, сотворенному для любых, даже самых отвратительных излишеств. Библия же называет тело не гробницей, не трактиром, но храмом Святого Духа. Бог не стыдится того, что создал, а ведь именно Им была сотворена мужская и женская сексуальность. И если все происходит в рамках Божественных предписаний, Он по-прежнему говорит, что это хорошо.
Отступая от Божьей воли касательно секса, человек навлекает на себя всевозможные бедствия. Среди сожительствующих пар, к примеру, зафиксирован уровень разводов, намного превышающий процент разводов в семьях, состоящих в полноценном браке. Учащаются случаи заболеваний, передающихся половым путем. Наиболее подвержены таким заболеваниям гомосексуалисты, средняя продолжительность жизни которых в США составляет сорок три года, что на тридцать один год меньше, чем продолжительность жизни всех остальных мужчин. Беспорядочные половые отношения не приносят людям того удовлетворения, на которое они рассчитывают. Результаты исследования, в котором принимало участие около ста тысяч женщин, показывают, что самыми сексуально неудовлетворенными женщинами являются сексуально эмансипированные феминистки, в то время как наиболее глубоко верующие женщины получают самое большое удовлетворение от секса.

И тебя вылечат, и меня вылечат!
Христианство сделало значительный вклад в развитие сферы здравоохранения. Сам по себе христианский образ жизни способствует поддержанию хорошего здоровья. Христианство сыграло очень важную роль в создании лечебниц и больниц. Некоторые историки даже приписывают заслугу создания лечебных учреждений христианам. Следуя примеру Христа, тысячи служителей, монахов, миссионеров, огромное количество простых христиан лечили бедных практически во всех уголках мира.
Нужно сказать, что уже в еврейском обществе стандарты, предъявляемые к санитарии, были на порядок выше, чем в языческих странах. С приходом же Иисуса Христа особое внимание стало уделяться лечению больных, ведь важной частью Его земного служения было исцеление немощных.
Уже на Никейском соборе было принято постановление, согласно которому в местах, где появлялись новые церкви, должны были создаваться больницы.
В США практически все первые больницы были основаны христианами. В них трудились верующие врачи и медицинский персонал. Одной из медсестер-христианок была Флоренс Найтингейл, которая считается основательницей сестринской профессии. В середине XIX века Генри Дюнант, евангельский христианин, создал одну из крупнейших в истории гуманитарных организаций под названием Международный Красный Крест. Многие из самых важных открытий в области медицины были сделаны учеными-христианами. Луи Пастер со своими исследованиями в области бактерио­логии внес неоценимый вклад в создание лекарств от дифтерии, бешенства, сибирской язвы. Вне всяких сомнений, благодаря открытиям, сделанным Пастером, было спасено больше человеческих жизней, чем благодаря кому-то еще.
Необходимо отметить, что и сегодня десятки тысяч христианских миссионеров занимаются лечением миллионов людей в странах Третьего мира. А сколько христиан решило заняться медициной из побуждения помогать больным?

Вдохновения источник
Жизнь, смерть и воскресение Иисуса являются одной из самых возвышенных тем искусства. В архитектуре христиан­ская тематика полностью диктует убранство и обустройство византийских, барочных и готических храмов. В эпоху Ренессанса самые значительные работы титанов Возрождения, таких, как Микеланджело, Рафаэль, Леонардо да Винчи, были посвящены именно христианству. В современном же искусстве наблюдается сознательное отвержение христианства. Искусство призвано отражать жизненные реалии, вот почему в современном искусстве так тяжело разобраться. В конце концов, о какой осмысленности в искусстве можно говорить, если сама жизнь лишена смысла?
Также и в литературе христианство дало писателям наиболее часто перепеваемые в их произведениях мотивы. Достоевский, Донн, Данте, Чосер, Шекспир, Буньян, Мильтон, Диккенс, Теннисон, Толстой, Толкин, Элиот, Льюис, Солженицын и многие другие огромное внимание в своих произведениях уделяли христианской тематике.
Что касается влияния христианства на музыку, нужно сказать, что основы современной западной музыки были заложены в Древнем Израиле. Вот почему музыка ранней церкви таким очевидным образом перекликалась с мотивами иудейского храмового поклонения. Огромное влияние на формирование музыкальной культуры христианского мира оказал папа Григорий — создатель Григорианского хорала. Работы же монаха по имени Гвидо д’Ареццо вообще послужили поворотным пунктом в истории развития европейской музыки, ведь он является создателем современной нотной записи. Его открытие было настолько же важным для музыки, как изобретение письменности для языка. Во времена Ренессанса и Реформации влияние церкви на музыкальную культуру общества было огромным. В эпоху барокко наиболее значимые произведения были созданы католическим священником Антонио Вивальди, а также Иоганном Себастьяном Бахом, ортодоксальным лютеранином и глубоко верующим человеком. Можно сказать, что Бах внес изменения во все музыкальные формы, с которыми он работал. И формы, оставленные Бахом, до сегодняшнего дня остаются неизменными. Баху также принадлежит заслуга окончательного упорядочивания мажорно-минорно системы.
И наконец, даже Голливуд отдает должное христианству. Такие фильмы, как «Бен-Гур», «Огненные Колесницы», «Страсти Христовы» и многие другие центральное место отводят христианской тематике.

Невероятная благодать
Христианство — это религия, в пользу которой свидетельствуют измененные жизни ее последователей. Взять, к примеру, Савла из Тарса, который позднее стал апостолом Павлом. Савл до своего обращения был гонителем христиан и соучастником в убийстве Стефана, — первого христианского мученика. По своему соб­ственному признанию, он «гнал христиан даже до смерти»; евангелист же Лука писал, что Савл «дышал угрозами и убийством на последователей Христа». Но именно благодаря Христу он стал совершенно новым человеком. Савл не просто перестал гнать церковь, он сделался самым активным миссионером, самоотверженным проповедником Евангелия и богодухновенным автором большей части книг в Новом Завете.
В этой связи интересно было бы вспомнить историю обращения Августина Блаженного, крупнейшего богослова и философа в ранний период Средневековья. Богослов Рональд Нэш в одном предложении резюмирует жизнь Августина до уверования: «Когда ему было шестнадцать, Августин редко упускал возможность согрешить». Он вступал в добрачные половые связи и стал отцом, когда ему не было еще и двадцати лет. Но однажды, находясь на загородной вилле, Августин услышал детский голос, говорящий ему: «Возьми и читай». Августин взял Библию, лежащую неподалеку, и увидел в ней следующие слова: «Но облекитесь в Господа нашего и попечения о плоти не превращайте в похоти» (Рим. 13:14). Под действием этих слов Августин пережил обращение, а в среде христиан появился мыслитель, чьи работы оказывали и продолжают оказывать колоссальное влияние.
Показательна также история Джона Ньютона, автора гимна «О, благодать», наиболее популярного христианского гимна в США. До своего обращения Ньютон был работорговцем. Однажды в 1747 году во время плавания его корабль застиг жестокий шторм. Ньютон воззвал к Богу о помощи, и корабль чудом избежал гибели. Так началось его постепенное обращение. Ньютон не сразу бросил свое постыдное занятие, но после нескольких лет борьбы со своей совестью решил оставить работорговлю.
Список имен известных людей, чью жизнь Христос коренным образом изменил, можно продолжать долго. И уж до бесконечности можно писать о том, как Иисус изменил жизни миллиардов других христиан. И немудрено. Если бы Христос не пришел, жизнь была бы лишена смысла. Если бы Христос не пришел, невозможно было бы прощение грехов. Если бы Христос не пришел, не было бы никакой надежды на вечную жизнь и на бессмертие. Если бы Христос не пришел, достаточно было бы посмотреть в яму два метра на полтора, чтобы увидеть свое будущее. Если бы Христос не пришел, человеку оставалось бы только тешить себя пустыми надеждами и изо всех сил пытаться делать вид, что он видит в своем земном существовании смысл.
А у вас когда-нибудь было чувство, что в своей жизни вы повернули не в ту сторону? Быть может, вы не знаете, в какой момент это произошло и не представляете себе, как можно вернуться назад. Но сегодня вы можете начать все с начала вместе с Иисусом Христом. Он пришел на эту землю, чтобы взять на себя наказание за ваши грехи и беззакония. Если вы сегодня остро осознаете свою греховность, то обратитесь к Богу со следующими словами, и Он вас услышит: «Господь Иисус Христос! Я ищу Тебя. Сын Божий, Спаситель людей, войди в мое сердце сейчас. Я отворачиваюсь от своих грехов и прошу, чтобы в моей жизни Ты занял место, принадлежащее Тебе по праву. Спасибо за то, что Ты заплатил за мои грехи. Пожалуйста, очисти меня от греха в жизни и сделай новым человеком. Аминь».
Если вы искренне помолились этой молитвой, то уже отправились в самое увлекательное путешествие, которое только можно вообразить. Начните ежедневно читать Библию и обращаться к Богу в молитве. Вам также нужно найти церковь, учение которой основано на Святом Писании. Только так ваша вера сможет возрастать, а вы сами будете становиться тем человеком, каким желает видеть вас Господь.

Итогом сказанного может быть следующее
Христиане должны оказывать активное влияние на окружающий мир и так преобразовывать все сферы общества, чтобы в них было прославлено имя Божье. К примеру, необходимо стремиться реформировать институт брака и семьи, искусство, торговлю, бизнес, образование и т.д. Нам необходимо приложить все усилия для того, чтобы христианская вера вновь заняла значимое место в сфере науки, ведь сама наука возникла благодаря христианству.
К сожалению, сегодня средства массовой информации практически полностью контролируются неверующими людьми, которые зачастую ведут крайне аморальный образ жизни. Неудивительно, что с экранов телевизоров, со страниц периодических печатных и электронных изданий, а также через радио и рекламу на нас обрушиваются нескончаемые потоки лживых и опасных измышлений. Возрастающее благосостояние постепенно подрывает основы христианства — того, что сделало это благосостояние возможным. Поэтому ответственность каждого христианина сегодня — противостоять постхристианской гедонистической культуре.
Но приверженность библейскому учению должна выражаться не только в исповедании ортодоксальных доктрин, но и в практическом исполнении заповедей Христа. Необходимо, чтобы жизнь каждого верующего отражала веру, надежду и любовь. Вполне вероятно, что мы будем единственной Библией, которую увидят в жизни многие люди, а наши поступки самым непосредственным образом отразятся на вечной участи окружающих людей.
© Христианская культура, 2000-2007тел./факс: +375-17-281-72-17