3'2003
87654321
Социально духовные проблемы белорусского общества и евангельская церковьД. Лазута

Сегодня мы наблюдаем рост евангельских церквей в Беларуси. Для нас очевидно, что далеко не всеми нашими согражданами их распространение воспринимается однозначно. Многих это настораживает. Многие видит в евангельском движении угрозу для национальной самобытности белорусского народа. Многие задаются вопросом, а какой вклад в развитие нашего общества могут внести эти церкви?
Отметим несколько областей, в которых евангельское движение может сыграть позитивную роль в созидании и развитии стабильного, благополучного общества в нашей стране. Существует ряд проблем, в решении которых деятельность евангельских общин особенно эффективна. Безусловно, что количество евангельских верующих еще не столь значительно, чтобы оказывать радикальное влияние на жизнь нашего общества в целом. И, тем не менее, свой вклад в возрождение белорусского народа мы вносим.

Потеря ценности семьи
Одной из серьезных социальных проблем, которая стала особенно остро в последнее время, являются разводы. По данным различных источников, их количество зафиксировано в пределах 70-85%. Это один самых высоких уровней разводов в мире. Необходимо заметить, что данный факт является лишь симптомом серьезного кризиса семьи в нашем обществе, поскольку очевидно, что даже те, кто сохраняют свой брак, далеко не всегда счастливы в семейной жизни. Частные конфликты, измены стали обычным явлением для большинства наших сограждан. Но едва ли можно построить сильную процветающую державу, если не преодолеть эти негативные тенденции. Ведь и уровень подростковой преступности, и психическое здоровье нации, и внутренняя культура отношений между людьми во многом зависят от атмосферы, царящей в семьях.
Мы, евангельские верующие, активно утверждаем такие нравственные ценности, как верность и преданность в браке. Наш взгляд на брак основывается на Библейском откровении. Брак создан Богом на благо человеку: "И сказал Господь Бог: не хорошо (курсив автора) быть человеку одному; сотворим ему помощника, соответственного ему" (Быт. 2: 18).
Мы верим, что именно Бог соединяет людей и разводы, за редчайшим исключением, являются нарушением Божьей воли. Вспомним, что, когда религиозные лидеры спросили у Христа, позволительно ли человеку разводиться, Он ответил следующее: "Не читали ли вы, что Сотворивший вначале мужчину и женщину сотворил их? И сказал: посему оставит человек отца и мать и прилепится к жене своей, и будут два одною плотью, так что они уже не двое, но одна плоть. Итак, что Бог сочетал, того человек да не разлучает" (Мф. 19: 4-6).
В то же время, церковь не ограничивается лишь запрещением разводов. Духовные руководители в наших общинах занимаются активной просветительской и воспитательной работой по подготовке молодых людей к браку. В церквах регулярно проходят семинары, на которых пары, прожившие много лет в браке, делятся опытом с молодыми супругами и теми, кто еще только планирует создать семью.
В основе евангельского учения о браке лежит идея того, что гармоничное общежитие предполагает развитие зрелого христианского характера человека. Жизнь в семье не удастся, если каждый из супругов не будет возрастать в терпении, в способности прощать обиды и самому просить прощение, в милосердии и доброте. Эти черты характера воспитываются в евангельских церквях через таинства крещения и вечери, через проповедь Божьего Слова, через молитву и живое христианское общение.
Эффективность такого подхода не вызывает сомнений: количество разводов в наших общинах минимально, отношения между супругами наполнены любовью, заботой и взаимопониманием, а дети растут в благополучной обстановке.

Демографический кризис и аборты
Сегодня, как никогда раньше, перед нами встала серьезная проблема вырождения нации. Демографический кризис начался в 1993 году, и за десять лет эти тенденции лишь усилились. В то же время, согласно международной классификации, насчитывающей четыре уровня количества абортов - очень низкий, низкий, средний и высокий, - в нашей стране зафиксирован высокий уровень абортов.
Относительно данной проблемы у нас, евангельских верующих, четкая и ясная позиция: на основании христианских ценностей, Библейского откровения мы утверждаем, что аборт есть убийство беззащитного человека, и совершение абортов - грех. Часто аборты наносят непоправимый ущерб здоровью женщины, многие из которых впоследствии теряют способность к деторождению. Кроме того, порой на протяжении всей жизни, женщины, однажды совершившие аборт, испытывают тяжелое, непреходящее чувство вины за содеянное.
В наших церквях проповедуется, что дети - это Божий дар, самое большое благословение в жизни семьи. В Библии мы читаем следующее: "Вот наследие от Господа: дети; награда от Него - плод чрева" (Пс. 126: 3).
Утверждение ценности человеческой жизни в евангельских общинах дает свои результаты. В евангельской церкви практически невозможно встретить семью, которая бы не хотела бы иметь ребенка. А в наших общинах встречается большое количество многодетных семей.

Проблема беспорядочных половых отношений
Еще одна духовно-социальная проблема нашего общества - это рост беспорядочных половых отношений, - т.е. до брака и вне брака. Это далеко не безобидное явление. Его следствием является увеличение абортов, особенно у подростков, увеличение числа неполных семей, распространение заболеваний, передающимся половым путем, в том числе СПИДа, рост преступности на сексуальной почве...
Мы, евангельские верующие, хорошо осознаем данную проблему. Поэтому на богослужениях с кафедры звучат проповеди на тему воздержания и целомудрия. Мы призываем молодых людей, не вступивших в брак, сохранять верность своей будущей избраннице или избраннику. Господь сотворил и такое прекрасное явление, как сексуальные отношения, но в тоже время оставил нам предостережения, игнорируя которые человек навлекает на себя не благословение, а проклятие. Святое Писание говорит "Брак (курсив автора) у всех [да будет] честен и ложе непорочно; блудников же и прелюбодеев судит Бог" (Евр. 13: 4). Пусть Господь даст мудрость и силу нашим согражданам придерживаться нравственных норм в области сексуальной жизни.

Пьянство
Одной из наиболее тревожных злободневных проблем, по мнению ученых, для Беларуси остается пьянство, алкоголизм и наркомания. Причем потребление спиртных напитков приобрело устойчивый массовый характер.
И дело не только в том, что сами пьяницы губят свою жизнь тем, что разрушают собственное здоровье, ограничивают многогранность земного бытия своей зависимостью от бутылки. Пьяницы приносят много горя и бед окружающим их людям. Многие из нас могут, не задумываясь, назвать имена своих знакомых и родственниц, соседок и коллег по работе, добрых, порядочных, добросовестных женщин, страдающих от того, что их мужья пьяницы. Многим из этих милых женщин пьяницы буквально искалечили жизнь. У скольких из нас в памяти остались ужасные, невыносимые воспоминания, о том, как отец приходил домой пьяным и начинал очередную "разборку"? А трагедии и горе, которые приносят пьяные водители, жертвами которых становятся невинные люди?
Руководство МВД Беларуси считает, что главным фактором роста преступности в стране является пьянство. Например, каждое второе убийство совершается в состоянии алкогольного опьянения. А сколько неизлечимо больных детей рождается в семьях алкоголиков?..
Евангельская церковь борется с этим злом. Звучат проповеди о том, что пьянство - это грех, а пьяницы не только сокращают свою земную жизнь, но лишаются и будущей, вечной жизни, ибо, как учил апостол Павел, "пьяницы... Царства Божия не наследуют" (1Кор. 6: 10).
Мы, евангельские верующие, понимаем, что пристрастие белорусов к алкогольным напиткам обусловлено различными причинами, но основная причина - духовная. Пьянство, как правило, есть результат утраты смысла жизни, отсутствия духовного основания. А значит, в профилактике пьянства и в работе по освобождению от зависимости необходимо исходить из данной предпосылки.
Мы верим и проповедуем, что, несмотря на свою склонность ко греху, человек наделен высоким достоинством, потому что сотворен по Божьему образу и подобию, потому что искуплен драгоценной кровью Иисуса Христа. Цель человеческой жизни - славить Творца, наполнять этот мир своими потомками, заботиться и обустраивать землю, дарованную человеку. И, хотя многие не выполняют своего высокого предназначения, Бог любит каждого человека без исключения. Как бы не складывалась жизнь в прошлом, любой человек, самый "безнадежный" алкоголик, может придти к Богу, получить прощение своих грехов и освобождение от греха - в том числе, и от алкогольной зависимости.
К счастью, евангельские церкви часто становятся свидетелями преображенной жизни людей. Существует масса примеров того, как те, кто был зависимым десятилетиями, обращаются к Богу, раскаиваются в своих грехах и, полагаясь на милость Божию, обретают освобождение. А с освобождением приходят благодать и мир в семьи бывших алкоголиков.

Преступность
По мнению социологов, преступность во всем мире с каждым годом будет увеличиваться: "Прогнозируется некоторое увеличение тяжких и особо тяжких насильственных преступлений - убийств, тяжких телесных повреждений, изнасилований и т.д.". Очевидно, что Беларусь едва ли будет исключением. Уже сегодня в нашей стране в местах лишения свободы находится около ста тысяч человек. В процентном соотношении это самый высокий показатель в Европе. Это значит, что с уровнем преступности у нас не все благополучно.
Евангельская церковь прилагает все усилия, чтобы воспитывать законопослушных граждан. Уважение к закону, уважение к власти прививается в христианских семьях уже с раннего детства. В наших общинах работают воскресные школы, ведется работа с подростками и молодежью. Слова святого апостола Павла, записанные в 13 главе "Послания к Римлянам" большинство верующих знают наизусть: "Всякая душа да будет покорна высшим властям, ибо нет власти не от Бога; существующие же власти от Бога установлены. Посему противящийся власти противится Божию установлению. А противящиеся сами навлекут на себя осуждение. Ибо начальствующие страшны не для добрых дел, но для злых. Хочешь ли не бояться власти? Делай добро, и получишь похвалу от нее, ибо [начальник] есть Божий слуга, тебе на добро. Если же делаешь зло, бойся, ибо он не напрасно носит меч: он Божий слуга, отмститель в наказание делающему злое. И потому надобно повиноваться не только из [страха] наказания, но и по совести".
Нетрудно заметить, что апостол Павел связывает неповиновение закону с неповиновением Богу. И то, и другое неповиновение чревато наказанием. Но страх Божественного наказания не должен быть единственным мотивом, удерживающим человека от преступления. Великий апостол призывает повиноваться власти по совести, ведь и президент, и парламент, и судебная власть, - все это Божии слуги, поставленные Вседержителем для блага народа.
И работа по воспитанию законопослушных граждан дает свои плоды. Практически невозможно себе представить, чтобы верующий, принадлежащий к евангельской церкви, совершил тяжкое преступление. А значит, чем влиятельнее будет евангельская церковь в нашей стране, тем спокойнее нам всем будет жить.
© Христианская культура, 2000-2007тел./факс: +375-17-281-72-17