3'2003
87654321
450 лет Реформации в БеларусиС. Акинчиц

В 2003 году исполняется четыреста пятьдесят лет с начала грандиозного евангельского пробуждения в Беларуси, оказавшего влияние на всю ее историю. Идеи Реформации были приняты значительной частью белорусского общества и на протяжении последующих нескольких десятилетий евангельская вера стала господствующей в нашей стране. Развитие культуры, экономики, политики, образования в то время основывалось на библейском учении. Практически все известные белорусские государственные и культурные деятели XVI века были глубоко верующими евангельскими христианами, и их дела свидетельствуют о том, как вера преображает страну.

Что такое Реформация
В 1517 году профессор богословия Виттенбергского университета Мартин Лютер провозгласил забытую в средние века библейскую истину, что человек оправдывается перед Богом через веру в Иисуса Христа. Проповедь Лютера положила начало движению Реформации, охватившем всю Европу и оказавшем грандиозное влияние на жизнь всего мира.
Реформация - это латинское слово, которое образуется присоединением приставки "ре-" к слову "формация". "Формация" обозначает придание чему-либо определенной формы, а приставка "ре-" - что данное действие повторяется снова. Таким образом, Реформация - это возвращение первоначальной формы, первоначального образа. Реформация - это возвращение к первоисточнику - Библии, возвращение к Божьему взгляду на Церковь, на общество, на человека. И Мартин Лютер был тем, кто в полный голос заявил об этом.
Учение Реформации можно выразить следующими принципами.
1. Sola Gratia - только благодать. Человек своими собственными усилиями никак не может заплатить за свои грехи. Бог Сам решил эту проблему, послав Своего Сына Иисуса Христа, Который Своей смертью заплатил за каждого грешника. Человек ничем не заслужил своего спасения, это инициатива милосердного Бога.
2. Sola Fide - только вера. Ответом человека на Божью инициативу должна быть вера. Вера - это принятие того, что Бог уже сделал для каждого человека. Человек сам по себе не может быть праведным. Праведность является даром от Бога, который приходит только через веру.
3. Sola Scriptura - только Писание. В Библии Бог открывает Свой план, который Он имеет для каждого человека и для мира. Библия является единственным критерием, который показывает Божественные стандарты для каждой сферы жизни человека.
4. Solus Christus - только Христос. Нет другой дороги для спасения человека, как только вера в Иисуса Христа. Верить во Христа - это значит стремиться жить жизнью Сына Божьего. Подражание Христу является сутью христианской жизни.
Проповедь Мартина Лютера нашла живой отклик в серцах современников. В 1526 году Альбрехт Гогенцоллерн провозгласил реформированную церковь официальной церковью в Пруссии. В это же самое время Швеция вела борьбу за освобождение от датского владычества, и борцы за независимость шли под знаменами Реформации, создавая лютеранскую церковь в своей стране. В 1529 году немецкие князья на императорском сейме в Шпеере выступили с протестом против постановлений, направленных на запрещение реформационного движения. С этого времени последователей Реформации стали называть протестантами.
В 1518 году Реформация охватила Швейцарию. Во главе реформированной швейцарской церкви стал Жан Кальвин. Покаявшись в 1534 году, уже в 1536 году он закончил трактат "Христианское воспитание", названый историками "книгой, имевшей наибольшее влияние на теологию в истории Церкви" и "классическим текстом на французском языке". Жан Кальвин возвратил христианству истину в том, что каждый человек создан Богом для какой-то конкретной цели, и смысл его жизни состоит в том, чтобы открыть и реализовать Божий план. Грех сделал человека неспособным осуществлять свое предназначение, но Христос освободил его из того плена и дал шанс реализоваться. Только через веру в Христа человек может стать самим собой и достичь своей цели. В этом же 1536 году Кальвин был приглашен в Женеву, большой город, наполненный пьянством и блудом. Два года сражаясь с моральной испорченностью и духовным безразличием женевцев, реформатор отазался проводить хлебопреломление, если жители города не раскаются в своих грехах. В ответ совет Женевы постановил изгнать чрезмерно радикального проповедника из города. Однако через три года женевские горожане снова приглашают Кальвина к себе, и в скором времени мир увидел пример реформированного города.
Идеи Жана Кальвина, по словам историков, стали основанием сегодняшнего общества, поэтому Кальвина называют "основателем новой цивилизации". Участники войны за независимость Голландии, борцы Славной революции 1648 года в Англии, переселенцы в английских колониях Северной Америки называли женевского реформатора своим духовным отцом.
Реформация кардинально изменила облик Европы. Если в Средневековье северные страны вне всякого сравнения были более бедными и отсталыми, чем Италия, Франция, Испания, то после Реформации все изменилось с точностью наоборот. Северные страны, приняв Реформацию, начали стремительно развиваться, и, несмотря на менее благоприятные природные условия, быстро богатели, а страны Южной Европы постепенно становились все более бедными и отсталыми.
Уничтоженная сорокалетней войной за независимость Голландия уже через пятьдесят лет стала центром международного денежного рынка, государством, с которым все были вынуждены считаться. В Швеции беглецы-протестанты из других стран Европы положили начало экономическим и политическим преобразованиям, которые создали из страны диких викингов одно из самых влиятельных государств. В Англии славная реформация 1640 года, основной силой которой были пуритане, - английские кальвинисты - стала началом всемирного господства Британии. Позже движение методистов предотвратило в Англии повторение событий Французской революции 1789 года и сделало Англию "мастерской мира". Феноменальная история Соединенных Штатов Америки неразрывно связана с деятельностью евангельских миссионеров и развитием евангельских церквей. Социологи утверждают, что формирование рыночной экономики берет свое начало в Реформации, которая создала так называемую "протестантскую этику", согласно которой ценность человека определяется качеством его труда. Такой подход к работе стал основой сегодняшнего благосостояния западной цивилизации.

Предшественники Реформации
Великое Княжество Литовское (так называлась наша страна в XVI веке), как и многие другие европейские страны, активно включилось в движение Реформации. Способствовала этому проповедь Евангелия предшественников Реформации - гуситов, а также то, что многие белорусы учились в университетах Праги, Виттенберга, Кенигсберга, Лейпцига, а также.
В 1413 г. нашу страну посетил Иероним Пражский, друг и сподвижник чешского реформатора Яна Гуса. За 100 лет до Лютера Ян Гус проповедовал те идеи, которыми в XVI веке начала жить Европа. Пражский профессор говорил о необходимости жить по Слову Божьему, о том, что церковь должна вернуться к своему первоначальному образу, отраженному в Священном Писании, что библейский закон должен быть в сердце каждого верующего.
Иероним приехал в Вильню и был представлен великому князю Витовту. Проповедь чешского гостя не оставила Витовта равнодушным, и вскоре Иероним в составе свиты великого князя посетил крупные города Северо-восточной Беларуси, проповедуя там Слово Божье, призывая слушателей жить по вере. В Витебске, как свидетельствуют документы, Иеронима слушали особенно внимательно. Наверное, именно поэтому он остался в городе над Двиною на два месяца, все это время энергично проповедуя учение Гуса витебским горожанам. Великий князь открыто поддерживал деятельность чешского проповедника, однозначно давая понять, что он разделяет эти идеи. На великокняжеском дворе многие из числа белорусской шляхты также были сторонниками Яна Гуса.
В том же 1413 году Иероним Пражский вернулся в Чехию, оставляя на Беларуси первые гуситские общины. В 1415 году в Чехии начались гонения на реформаторов. Ян Гус как еретик был сожжен на костре. Через год был казнен и Иероним Пражский. Но никакие преследования не могли уничтожить истину. В 1419 году чешский народ поднялся на борьбу за евангельскую веру, за право жить по истине. И первым, к кому гуситы обратились за помощью, был великий князь Витовт. В 1420 году в Вильню прибыло гуситское посольство, которое предложило Витовту стать чешским королем и поддержать гуситов. Великий князь благосклонно принял посольство, и вскоре в Чехию было отправлено пятитысячное белорусское войско во главе с Жыгимонтом Корибутовичем. На протяжении семи лет белорусы и чехи плечом к плечу сражались за свободу проповедовать Слово и жить по Евангелию.
Когда воины Корибутовича вернулись на Беларусь, многие из них начали распространять учение Яна Гуса у себя на родине. К ним присоединялись те, кто получал образование в Пражском университете. В результате в 20-30-е годы XV века влияние гуситизма в Великом Княжестве усилилось настолько, что в 1436 году для борьбы с гуситами была введена инквизиция. Однако белорусская шляхта единодушно выступила против попыток ограничить свободу вероисповедания в своей стране.
На протяжении всего XV века мы встречаем свидетельства о деятельности гуситов в Беларуси. Гуситом был белорусский первопечатник и реформатор Франциск Скарына. Историки в один голос говорят об огромном влиянии, которое оказали на Скарыну идеи Яна Гуса, а униатский архимандрит Анастасий Селява, живший в начале XVII века, прямо называет белорусского первопечатника "еретиком гуситом". Недаром Скарына печатал Библию в Праге, столице гуситизма, а в конце жизни, не имея возможности плодотворно работать в своей стране, также отправился в этот город.

Белорусский первопечатник
В 1517 году доктор лекарских наук Франциск Скарына из Полоцка начал печатать в Праге Библии на белорусском языке. Белорусская Библия, изданная Скарыной, стала второй после чешской печатной Библией в славянском мире. Дав своему народу Слово Боже на понятном языке, белорусский первопечатник заложил основы стремительного распространения Реформации в Беларуси. В своих комментариях, которыми Скарына снабдил каждую книгу Священного Писания, он излагал не только краткое содержание текста, но и свои взгляды на веру, историю, государство, права и обязанности граждан. Первопечатник указывал на необходимость личных отношений человека с Богом, отрицал нужду в "посредниках" между Словом Божьим и верующим, акцентировал внимание на изучении Библии и на жизни по Слову Божьему, "ибо не только доктора наук и люди ученые его понимать могут, но и любой человек простой и посполитый, читая его или слушая, может уразуметь, что необходимо для спасения души его".
Деятельность Скарыны оказала огромное влияние на все восточнославянские народы. Библия, изданная им, перешагнула границы Великого Княжества, достигая Москвы, Твери, Новгорода, и даже Архангельска. В 1525 г. Скарына или кто-то по его поручению посетил Москву с целью распространения пражского издания Библии. Православные иерархи заподозрили в ней протестантское влияние и приказали сжечь все привезенные экземпляры. На протяжении всего XVI века в Московской Руси было запрещено упоминать имя белорусского первопечатника, даже если кому-то и приходилось пользоваться его изданиями.
Есть сведения, что Франциск Скарына встречался с Мартином Лютером и Филиппом Меланхтоном, желая осуществить Реформацию на своей Родине. К сожалению, славному полочанину не суждено было увидеть плод своего посева, и где-то после 1530 г. он был вынужден покинуть Беларусь.

Реформация в Беларуси
Однако старания Скарыны не были напрасными. Многие молодые люди, которые учились в немецких университетах, возвращались домой преображенные, и ничто не могло потушить разгоревшийся в них огонь благовествования. В 1535 г. в Слуцке была выделена земля под строительство первого в Беларуси лютеранского храма. В 1539 г. выпускник Виттенбергского университета Авраам Кульва открыл в Вильне библейскую школу, в которой учились, прежде всего, дети магнатов и шляхты. Кроме этого он и еще один проповедник Ян Винклер учили о спасении через веру в виленском костеле св. Анны. Идеи Реформации распространялись настолько быстро, что виленский католический епископ, опасаясь за свое будущее, убедил великого князя Жигимонта Старого издать декрет против "лютеран и анабаптистов". В результате Кульве и Винклеру пришлось бежать из страны, но община, основанная ими, продолжала существовать.
Но самые значительные события в истории белорусской Реформации начались в середине XVI века.
В 1553 г. Микалай Радзивилл Черный, канцлер Великого Княжества Литовского и один из богатейших магнатов Беларуси, открыто стал последователем кальвинизма и основал протестантские церкви в Бресте, Вильне и Несвиже. В том же году он издал на свои деньги в Бресте катехизис христианской веры для простого народа. Радзивил Черный не жалел ни сил, ни средств, чтобы распространить веру в живого Бога по всему Великому Княжеству. Он мечтал о том, чтобы сделать евангельскую веру господствующим вероисповеданием в нашей стране. Сталкиваясь с разными проблемами в проведении преобразований, он переписывался с немецкими и швейцарскими реформаторами: Кальвином, Булингером, Вольфом, Меланхтоном, и советовался с ними по многочисленным практическим и богословским вопросам.
В открытом письме послу Ватикана в Польше, ставшем манифестом беларуской Реформации, Радзивил так описывает сои действия и их мотивы: "Основывая в моих владениях и там, где простирается моя власть, зборы и алтари новой веры, я делаю это для возвращения истинной веры Христовой, свободной от папских выдумок и идолопоклонства. Я сбросил с алтарей богов, оправленных в золото и серебро и закрытых в ящиках, достойных всяческого презрения, которых вы, как язычники, почитали… При каждом, в духе истинной веры организованном зборе, есть кафедра проповедника, с которой верующим говорится истинное Слово Божье… Наши проповедники хорошо знают истинное учение Христово и проповедуют не каноны и декреты, а слово вечно живого Господа Бога… Книги, которые я сам читаю и другим читать советую, открывают людям чистое Евангелие".
Пример могущественного магната заразительно подействовал на шляхту. Не прошло и года, как сторонниками Реформации стали Воловичи, Глебовичи, Сапеги, Вишневецкие, Войны, Пацы, Зеновичи, Огинские, Пронские, Нарушевичи, Шеметы и другие.
Микалай Радзивилл Черный построил протестантскую церковь на Виленском рынке, а также во всех своих владениях. В скором времени зборы (так называли тогда евангельские церкви) появляются в Клецке, Койданове, Орше, Ивье, Ошмянах, Иказьни, Шклове, Витебске, Полоцке, Минске, Заславле, других городах и местечках Беларуси, туда приглашаются известные проповедники, славящиеся своей ученостью и ораторским искусством. Известны имена некоторых пасторов евангельских церквей: Мартин Чехович, Костенецкий и Вендроговский в Вильне, Сымон Будный - в Клецке, Лаврентий Крыжковский - в Несвиже, Сымон Зак - в Бресте.

Просвещение народа
Занимаясь духовным просвещением народа, реформаторы начали открывать начальные школы при церквях. За короткое время протестантские школы получили широкое распространение, и стали основной опорой Реформации. Были открыты также гимназии в Вильне, Несвиже, Бресте, Слуцке. Протестантские школы давали значительно лучшее образование, чем католические школы того времени, и этим также способствовали распространению Реформации. Виленская школа, основанная Микалаем Радзивилом Черным одновременно с реформатским збором, в конце XVI веке претендовала на статус академии. А Слуцкая гимназия, действовавшая вплоть до начала ХХ века, получила от современников название "Слуцкие Афины".
Ревнители дела Реформации ясно осознавали, что для полного успеха не достаточно основания зборов и школ. Необходимы также типографии, которые печатали бы Священное Писание, учебники для школ, а также популярные издания, пропагандирующие Реформацию. Поэтому число протестантских типографий в Великом Княжстве было самым большим во всей Восточной Европе. Только в столице страны Вильне их было более десяти. Одна из первых типографий, в которой печатались книги на белорусском языке, была основана в Несвиже, главном городе владений Радзивила Черного. Здесь были напечатаны в 1562 году две протестантские книги на белорусском языке: "Катехизис" и "Об оправдании грешного человека перед Богом".
В 1563 году Микалай Радзивил Черный осуществил грандиозный издательский проект - издание Брестской Библии. Были приглашены известных ученые христиане, знающие еврейский и греческий языки, которые перевели всю Библию на польский язык с еврейского и греческого. На это издание Микалай Черный пожертвовал огромную сумму - 10 тысяч дукатов - годовой доход всех своих владений
Микалай Радзивил Черный и его единомышленники среди политической элиты Великого Княжества действовали с большим посвящением и жертвенностью. Благодаря их стараниям воздвигались и умножались церкви, школы, типографии, переводились книги Священного Писания на народные языки, писались популярные книги в духе Реформации, печатались для народа и школ катехизисы евангельской веры. И это принесло успех. Практически все знаменитые белорусские общественные деятели, богословы и писатели того времени были евангельскими христианами. Достаточно назвать Астафея Воловича, Льва Сапегу, Андрея Волана, Василя Цяпинского, Соломона Рысинского, Андрея Рымшу, Гальяша Пельгрымовского, Цыприана Базылика.

Распространение евангельской истины
Начиная с 1558 г. евангельскую церковь Великого Княжества охватили богословские споры о крещении детей. Сымон Будный принял активное участие в этих событиях и благодаря этому мы сегодня имеем свидетельство из первых уст о том, что происходило среди белорусских христиан.
"Виленский служитель Микалай Вендроговский, читая книги Петра из Гонендза, понял истину о крещении и явно крещение детей отрицал и во весь голос братьям, чтобы не спешили крестить детей, напоминал. Но его коллега Мартин пошел еще дальше, и когда ему пришлось детей крестить, не захотел, говоря, что ему совесть не позволяет. Был в то время и третий служитель в Виленской церкви, Войцех Косценский, который также крещение детей осуждал. <…>
Мартин Чехович "Трехдневные разговоры" о крещении написал и князю Радзивилу, который тогда в Борисове жил, послал. Князь, когда это прочитал, стал немного к своим проповедникам милостивей и окончательно решил большой съезд людей ученых с обеих сторон собрать, которые этот спор Словом Божьим разрешили, но это ему внезапная смерть исполнить не дала, потому что в 1565 году в мае умер".
В результате этих споров, а также возникшей одновременно дискуссии о Троице, кальвинистская церковь Великого Княжества разделилась на "больший збор" - собственно кальвинистов, и "меньший збор" - так называемых "ариан" или "антитринитариев". Сами себя представители меньшего збора называли литовскими братьями. Это не было однородное течение со строго очерченной доктриной, а широкое движение людей и церквей, стремящихся жить радикальной евангельской верой, в котором каждая община была самостоятельной в своем богословии, и могла стоять как на антитринитарных, так и тринитарных позициях. Внешним признаком, который позволял отнести те или иные общины к меньшему збору, было отрицание крещения детей. Отрицая крещение в детстве и требуя принятия крещения только во взрослом возрасте, для гарантии добровольности и сознательности при вступлении в церковь, литовские братья горячо отстаивали право личности на свободу вероисповедания.
В 1565 г. впервые в Беларуси в имении Радзивила Черного Венгрове было совершено крещение по вере. Через два десятка лет в Новогрудском повете не было ни одного шляхетского дома, в котором не было бы "новокрещенцев".
На протяжении второй половины XVI в. в Беларуси открылось около 300 евангельских церквей. Католический автор XVII в. В. Коялович сообщает, что до Реформации в Великом Княжестве было 700 католических приходов, а в 1576 г. во всей Жамойти (большая часть современной Литвы) осталось только 6 католических священников, а во всей стране католики составляли лишь тысячную часть населения. На Брестском Соборе 1596 года католики, укоряя православных за попытку заключить союз с протестантами, говорили, что протестанты только в Новогрудском воеводстве "опустошили" 650 православных церквей. Исторические документы свидетельствуют, что в Новогрудском воеводстве (регион Новогрудка, Ляхович, Ганцевич, Несвижа, Слуцка, центрального Полесья) из шестисот семей православной шляхты только 16 или даже менее не приняли евангельского учения.
Также многие представители католического и православного духовенства поддерживали Реформацию. В Полоцке, по словам летописца, "не только мірстіі люді, но і ігумены і чернцы, і попы, і діаконы Греческого закона" активно участвовали в создании и развитии евангельских церквей. Киевский католический епископ Микалай Пац в 1564 г. стал кальвинистом, а жамойтский епископ Юрий Петкевич - лютеранином.
Нужно также отметить, что попутно с распространением верного учения стали распространяться и ереси. В Беларуси часть служителей начали проповедовать учение, получившее впоследствии название антитринитаризма или социнианства, в лице своих наиболее радикальных представителей отвергавшее Троицу и божественную природу Христа. И хотя это внесло определенное замешательство в жизнь евангельской церкви того времени, огромное большинство верующих твердо держались истины.
Исследователь Реформации в Беларуси В. Плисс в 1914 г. писал: "Следует признать бесспорным тот факт, что в начале 60-х годов XVI века кальвинистское исповедание занимало господствующее положение и начинало прочно обосновываться здесь".

Свобода вероисповедания
Символом того, что Реформация в Великом Княжестве имеет прочные позиции, стала отмена Городельского привилея 1413 года, ограничивающего права некатоликов. Магнаты и шляхта во главе с Микалаем Радзивилом Черным в 1563 г. добилась принятия постановления, согласно которому "на всякие должности и в правительство должны выбираться не только подданные римской церкви, но в той же самой мере все мужчины шляхетского сословия, люди веры христианской, каждый согласно своим заслугам". Вскоре после этого в Сенате Великого Княжества подавляющее большинство мест заняли евангельские христиане.
Беларусь стала известна в Европе как страна, где каждый мог свободно исповедовать свою веру. В Великое Княжество начали переселяться итальянцы, французы, чехи, шотландцы, на родине которых за несогласие с господствующей религией можно было попасть в тюрьму или на костер.
В январе 1573 года белорусская и польская шляхта приняли так называемый акт Варшавской конфедерации: "А потому, что в республике нашей есть немалая разница в христианской вере, предупреждая то, чтобы с этой причины между людьми не началась какая-то вражда, которую мы ясно видим в других государствах, обещаем себе за нас и за наших потомков на вечные времена мир между собой сохранить и из-за разной веры в церквях крови не проливать и никого не карать отчуждением имущества, оскорблением достоинства, арестом или изгнанием, и никаким властям и правительству в подобных действиях не содействовать".

Золотой Век Беларуси
Успех Реформации стал причиной позитивных изменений в жизни страны. XVI век называют Золотым Веком, лучшим периодом в истории Беларуси. Наш народ обратился к Евангелию, к живой вере в Иисуса Христа, Господа и Спасителя людей, и это принесло благоденствие стране.
Евангельские христиане стояли у истоков и были основными авторами Третьего Статута Великого Княжества Литовского, принятого в 1588 г. Этот сборник законов является настоящими шедевром белорусской юридической мысли и считается наилучшим и совершеннейшим юридическим кодексом в Европе XVI века. Даже спустя два столетия после принятия он по-прежнему оставался своеобразным эталоном. Статут провозглашал идею правового государства, в котором "мы являемся рабами законов, чтобы быть свободными", закреплял разделение судебной и исполнительной власти, утверждал принципы свободы совести и равенства всех перед законом. На первой странице Статута написаны слова из Библии, обращение к судьям: "Смотрите, что вы делаете, вы творите не суд человеческий, но суд Господа … Да будет страх Господень на вас" (2 Пар. 19: 6-7).
В 1557 году под руководством Микалая Радзивила Черного была проведена аграрная реформа, которая позволила каждой крестьянской семье получить во владение двадцать один гектар земли. Теперь благосостояние каждого крестьянина зависело от умения качественно вести свое хозяйство, потому что все получили равные стартовые возможности. Новая система хозяйстовования дала возможность увеличить урожаи зерновых, так что рожь и ячмень начали вывозить на продажу за границу, а национальный доход страны увеличился в четыре раза.
Радзивилы, другие магнаты-протестанты приглашали всевозможных ремесленников, в первую очередь верующих, и давали новым поселениям магдебургское право (право самоуправления). Если в начале столетия во всей стране было только 48 городов, то в конце века их насчитывалось более 380.
Реформация принесла нашей стране успех в самых различных сферах. Обращение белорусского народа к Библии, к живой вере в Иисуса Христа высвободило огромный потенциал, который сделал нашу страну славной между многими народами. И сегодня, обращаясь к событиям прошедших веков, мы можем четко увидеть, как исполняются слова Библии: "Блажен народ, у которого Господь есть Бог".
Однако Реформация - это не только история. Сегодня белорусский народ, как и в XVI веке, нуждается в восстановлении первоначального, Божьего образа. И мы верим, что XXI век станет для нашей страны веком Реформации, веком великого подъема, еще большего, чем в XVI столетии. Праведники умножатся, Божьи принципы прочно войдут в жизнь страны. И нашему новому столетию потомки тоже дадут название Золотой Век.
© Христианская культура, 2000-2007тел./факс: +375-17-281-72-17