1'2000
87654321
"Убийцей всего живого брожу..."А. Журбина

Христианская этика об экологическом кризисе

1
"Обманут, обманут!" - Ф. Кафка
Как обманулись мы в своих притязаниях! Какую дорогую цену приходится нам платить теперь - ежедневно, ежеминутно, за те же тысячелетние мечты "построить башню высотой до самого неба": победить нищету и болезни, сделать всех счастливыми, создать лучший мир для наших детей... - "И кто сказал, что рай на земле невозможен?"...
Мы даже нашли "идеальное всемогущее средство" - науку, технический прогресс, разум, - предоставившие нам бесчисленные блага цивилизации (и неизлечимую зависимость от них!), - и такое "побочное явление", как экологический кризис. Но, несмотря на то, что к проблеме экологического кризиса постоянно обращаются СМИ, и даже детям известно значение слова "экология", до 90% читателей газет и журналов просто пропускают статьи на эту тему, потому что они "разрушают представления о благополучии мира, в котором мы живем".
Современные западные исследовательские проекты, связанные с изучением причин возникновения и углубления современного экологического кризиса и поиском путей выхода из нее, единодушны в том, что экологические проблемы - прямое следствие доминирующего в нашей культуре мировоззрения. В сфере отношения к окружающей среде оно может быть обозначено как "антропоцентристское", источник которого - так называемая "парадигма человеческой исключительности".

2
"...вода заговорила с ним, не понимая, что он не знает языка ее. Он думал, что вода - глухонемая..."
А. Тарковский
Для "парадигмы человеческой исключительности" характерны антропоцентризм, антиэкологизм, социальный оптимизм, которые выражаются в следующих постулатах:
Поскольку, кроме генетической наследственности люди обладают также и культурным наследованием, человек принципиально отличается от всех остальных живых существ на земле, над которыми он доминирует.
Именно социальные и культурные, а не биофизические факторы окружающей среды в первую очередь обусловливают деятельность человека: считается, что человек живет в социальном, а не в природном контексте.
Технологический и социальный прогресс может продолжаться бесконечно, и все социальные проблемы так или иначе принципиально разрешимы.
Таким образом, западное экологическое сознание в целом может быть названо антропоцентристским, а для него характерны следующие особенности:
Высшую ценность представляет человек. Лишь он самоценен, все остальное в природе ценно постольку, поскольку может быть полезно человеку. Приносящее ему вред - антиценно. Природа объявляется собственностью человечества, причем само собой разумеется, что он имеет на это право.
Мир устроен иерархически. На вершине пирамиды - человек, ниже - вещи, созданные человеком для человека; еще ниже - объекты природы, место которых в иерархии определяется их полезностью для человека. Мир людей противопоставлен миру природы.
Цель взаимодействия с природой - удовлетворение тех или иных прагматических потребностей человека: производственных, пищевых, научных и т.д., - получение определенного "полезного продукта". Сущность этого взаимодействия выражается в слове "использование".
Характер взаимодействия с природой определяется своего рода "прагматическим императивом": правильно и разрешено то, что полезно человеку и человечеству.
Природа - лишь объект человеческих манипуляций, обезличенная "окружающая среда".
Этические нормы и правила действуют только в мире людей и не распространяются на взаимодействие с миром природы.
Дальнейшее развитие природы мыслится как процесс, который должен быть подчинен процессу развития человека.
Деятельность по охране природы продиктована необходимостью сохранить природную среду, чтобы ею могли пользоваться будущие поколения.
Таким образом, "экологический кризис - это, не в последнюю очередь, "разруха в головах", и было бы ошибкой представлять его как нечто внешнее по отношению к человеку, а не то, что заключено в нем самом". В таком случае, причиной возникновения и углубления экологического кризиса является "деформированное" человеческое сознание и мировоззрение. Прежде всего речь идет о человеческих претензиях на исключительность, о его действительных способностях и возможностях, его месте в мире, о той роли, на которую он претендует, и о том, какова его подлинная сущность и назначение.
Экологический кризис является следствием деструктивного по своей сути антропоцентристского отношения к природе, и для его преодоления необходимы коренные изменения в самом менталитете западных людей, связанные с отказом от необоснованных притязаний человека на свою исключительность.
Но как раз такая мировоззренческая установка, однозначно оцениваемая сегодня как негативная, тупиковая, в полной мере описывает состояние, которое в христианской этике описывается как состояние гордыни.

3
"И если впрямь земля болеет нами..."
А. Тарковский
Изначальная греховность людей, как радиация, пронизывает все их поведение, все цели и ценности. Забвение Бога позволило человеку возомнить себя "центром Вселенной", поставить собственные интересы, прихоти и капризы превыше всего и найти "разумное" обоснование этому. Те последствия, к которым привела человека гордыня в сфере экологии, очевидны.
Пораженные грехом, как проказой, мы носим в себе смерть - неизбежное следствие греха, и разносим ее повсюду, превращая изначально совершенный мир в руины, оставляя за собой токсичные отходы и радиоактивные помойки, пустыни, поглотившие плодородные земли, бесчисленные кладбища домашних и диких животных.
Вот только несколько фактов, иллюстрирующих последствия деятельности человека - "царя природы".
"За последние 373 г. с лица земли исчезло 63 вида млекопитающих: за XVII в. - 3, за XVIII в. - 8, за XIX в. - 18 и за XX в. - 34. За этот период истреблено 94 вида птиц. Сейчас каждый день на земле исчезает 1 вид животных, а каждую неделю - один вид растений. Видовое разнообразие животных стремительно тает".
"В программе ООН по окружающей среде говорится, что каждый год в результате деятельности человека около 100 тонн ртути, 3 800 тонн свинца, 3 600 тонн фосфатов и 60 000 тонн моющих средств сбрасываются в Средиземное море. И это касается не только Средиземного моря".
"Во Флориде 1 000 водяных скважин были закрыты из-за загрязнения, в Венгрии в 773 городах и селах вода непригодна для питья, в Великобритании 10% водоносного слоя почвы имеет уровень загрязнения, превышающий допустимые нормы, установленные ВОЗ".
"Более всех восприимчивы к отравляющим веществам дети. Они усваивают около 40% свинца, содержащегося в продуктах питания, тогда как взрослые усваивают только около 10%. Отравление свинцом может снизить коэффициент интеллекта нормального ребенка на 4 единицы".
"Синтетические вещества, которые называют "эндокринными нарушителями", могут вызывать дисфункцию эндокринной системы, которая вырабатывает гормоны. Одна из групп таких веществ - полихлорированные бифенилы, или ПХБ, имитирует действие половых гормонов, и именно его воздействием может объясняться все большая акселерация девочек. Кроме того, у детей японских женщин, которые в 60-е годы употребляли в пищу рисовое масло, загрязненное ПХБ, наблюдались замедленное физическое и умственное развитие, отклонения в поведении, нарушения развития половой сферы и снижение сферы интеллекта на 5 единиц ниже среднего. Те же результаты были получены с детьми из Нидерландов и Северной Америки".
"Ежегодно по всему миру синтезируются сотни тысяч новых химических веществ, многие из которых оказываются генетически активными (т.е. мутагенными). Введение в биосферу огромного количества ранее не свойственных ей синтетических химических соединений, а также повышение радиоактивного фона вследствие использования атомной энергии приводит к возрастанию количества людей, страдающих тяжелыми наследственными заболеваниями и увеличивает частоту заболеваний раком нынешнего поколения.
В настоящее время выявлено более 1500 наименований наследственных болезней. Среди них заболевания, связанные с нарушением обмена веществ, врожденные физические дефекты (заячья губа, вывихи тазобедренного сустава и т.д.), психические расстройства, нарушение репродуктивной способности (бесплодие, самопроизвольные аборты). Около четверти всех больничных коек в мире занято больными с наследственными заболеваниями. Причиной почти 40% всех смертных случаев в детских клиниках являются наследственные болезни. По данным ВОЗ, 20% всей детской заболеваемости и инвалидности, а также 15-20% детской смертности вызваны врожденными пороками.
Условия окружающей среды также влияют на состав и концентрацию половых клеток (особенно у мужчин). Спермии с Y-хромосомой весьма чувствительны и легко повреждаются при любых неблагополучных условиях".

4
"... могла думать только о том, что я забрала у мира, о том, чего не смогу возвратить..."
А. Ахтенберг
Христианское экологическое мировоззрение, основанное на библейских текстах, утверждает, что наш мир, созданный Богом, был изначально единым, прекрасным и совершенным живым организмом, существовавшим по мудрым законам, данным ему Богом при творении. Эти законы были направлены, прежде всего, на поддержание жизнедеятельности и воспроизводство живых организмов, их питание и размножение, а также на сохранение видового своеобразия каждого из "родов" животных и растений.
"И назвал Бог сушу землею, а собрание вод назвал морями. И увидел Бог, что это хорошо. (...) И произвела земля зелень, траву, сеющую семя по роду ее, и дерево, приносящее плод... И увидел Бог, что это хорошо. (...) И сказал Бог: да произведет вода пресмыкающихся, душу живую; и птицы да полетят над землею, по тверди небесной. И сотворил Бог рыб больших и всякую душу животных пресмыкающихся, которых произвела вода, по роду их, и всякую птицу пернатую по роду ее. И увидел Бог, что это хорошо. И благословил их Бог, говоря: плодитесь и размножайтесь, и наполняйте воды в морях, и птицы да размножаются на земле. (...) И создал Бог зверей земных по роду их, и скот по роду его, и всех гадов земных по роду их. И увидел Бог, что это хорошо. И сотворил Бог человека по образу Своему... мужчину и женщину сотворил их. (...) И сказал им Бог: плодитесь и размножайтесь, и наполняйте землю, и обладайте ею, и владычествуйте над рыбами морскими, и над птицами небесными, и над всяким животным, пресмыкающимся по земле. И увидел Бог все, что Он создал, и вот, хорошо весьма. (...) Так совершенны небо и земля и все воинство их. (...) И взял Господь Бог человека, и поселил его в саду Эдемском, чтобы возделывать его и хранить его." (Бытие, 1: 10, 12, 20-22, 25-26, 28; 2: 1, 15).
Но сегодня человечество не только уничтожает животных и растения целыми видами. Вследствие его "хозяйственной деятельности" сами воздух, вода, земля становятся все более отравленными, а химическое и радиационное загрязнение приводят к лавине мутаций во всех живых организмах. Таким образом, еще одним следствием человеческой греховности становится нарушение заповедей, данных Богом всем живым тварям - "плодитесь и размножайтесь, и наполняйте воду и землю..."
Многообразие живых организмов, которое обеспечивает заполненность всех экологических ниш, является одним из необходимых условий "здоровой" жизнедеятельности биосферы, ее устойчивости, равновесия и гармонии между всеми природными элементами, а также возможности поддержания и воспроизводства самого этого многообразия. Но и эта естественная природная активность поставлена под угрозу экологическим кризисом.
Грех, имеющий, казалось бы, лишь "духовное", метафизическое измерение, в своем влиянии на экологическую ситуацию все больше проявляет себя на уровне физическом, материальном. Таким образом, одним из последствий разрыва подлинных отношений между Богом и человеком сегодня становится не только духовная гибель человека, оторванного от источника жизни, но и катастрофический разлад между человеком и природой, миром в целом, угрожающий самой возможности биологического выживания человека.

5
"Отравлен хлеб и воздух выпит. Как трудно раны врачевать..."
О. Мандельштам
В связи с этими обстоятельствами необходима выработка и широкое распространение новых мировоззренческих концептуальных программ, направленных на разрешение экологического кризиса. Одним из них выступает так называемая "новая инвайроментальная парадигма", для которой характерны следующие постулаты:
Хотя человек и обладает исключительными характеристиками (культура, технология и т.п.), он остается одним из множества видов на земле, взаимозависимых и включенных в единую глобальную экосистему.
Человеческая деятельность обусловлена не только социальными и культурными факторами, но и сложными биофизическими, экологическими связями с окружающим миром, которые налагают на эту деятельность определенные физические и биологические ограничения: человек живет не только в социальном, но и природном контексте.
Хотя интеллект человека позволяет расширить возможности его существования в социальной и природной средах, тем не менее, экологические законы не утрачивают для него своей обязательности.
Такое мировоззрение формирует новый, экоцентристский подход, который характеризуется следующими установками:
Высшая ценность - гармоничное развитие человека и природы. Природное изначально самоценно и имеет право на существование "просто так", вне зависимости от полезности или бесполезности и даже вредности для человека. Человек - не собственник природы, а один из членов природного сообщества.
Иерархической картины мира не существует, человек не обладает какими-то особыми привилегиями лишь потому, что разумен. Напротив, его разумность налагает дополнительные обязательства по отношению к природе. Мир людей не противопоставлен миру природы, они - элементы единой системы.
Цель взаимодействия с природой - максимальное удовлетворение как потребностей человека, так и потребностей всего природного сообщества. Воздействие на природу сменяется взаимодействием.
Характер взаимодействия с природой определяется своего рода "экологическим императивом": правильно и разрешено только то, что не нарушает существующее в природе экологическое равновесие.
Природа и все природное есть полноправный субъект взаимодействия с обществом.
Этические нормы и правила равным образом распространяются как на взаимодействие между людьми, так и на взаимодействие с миром природы.
Развитие природы и человека мыслится как процесс коэволюции, взаимовыгодного единства.
Деятельность по охране природы продиктована необходимостью сохранить природу ради нее самой.
Таким образом, экоцентристский тип экологического сознания - это система представлений о мире, для которой характерны: ориентированность на экологическую целесообразность, отсутствие противопоставленности человека и природы, восприятие природных объектов как полноправных субъектов, партнеров по взаимодействию с человеком, баланс прагматического и непрагматического взаимодействия с природой.
Таким образом, мы обнаруживаем ряд причин, по которым необходимо срочно предпринимать радикальные меры по решению экологических проблем и предотвращения глобальной экологической катастрофы. Их можно объединить в две группы, обозначив разделение отнесенностью к двум заповедям: "Возлюби Господа Бога твоего" и "Возлюби ближнего твоего". Остановимся на каждой из них подробнее.

6
Кто-то едет к смертной победе.
У деревьев - жесты трагедий.
Иудеи - жертвенный танец!
У деревьев - трепеты таинств.
Это - заговор против века:
Веса, счета, времени, дроби.
Се - разодранная завеса:
У деревьев - жесты надгробий...
Кто-то едет. Небо - как въезд.
У деревьев - жесты торжеств.
М. Цветаева
Каким образом заповедь "Возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим, и всею душою твоею, и всем разумением твоим, и всею крепостию твоею" (Мр. 12: 30) связано с христианским подходом к пониманию экологических проблем?
Благоговейное отношение к Богу подразумевает, что для каждого из нас Бог является безусловным авторитетом во всех вопросах, связанных с нашей жизнью и отношениями с Ним, с другими людьми, с природой и миром в целом. При этом абсолютная благость и мудрость Бога определяют, что следование Его заповедям и повиновение Его воле являются наилучшим вариантом поведения человека во всех сферах его жизни, а потому послушание Богу есть естественное следствие любви к Нему.
Живя в мире, как в идеальном доме, созданном Богом для человека, мы, не задумываясь, уничтожаем творения, поистине бесценные и неповторимые, наделенные живой душой, и принадлежащие гению Того, Кто держит в руках и наши жизни, - и при этом считаем вандализмом и варварством уничтожение произведений искусства, созданных людьми...
"Смертельная болезнь" - грех, - оказалась роковой не только для одного-единственного человека, согрешившего впервые, но и для всего человечества, для всего мира. "Всякая тварь вопиет и жаждет избавления", - потому, что смерти подвержены не только люди, несущие наказание за грехопадение, но и все живые твари, "соседствующие" с нами.
И люди научились убивать не только людей, но все, что живет, дышит, способно радоваться и славить Бога каждую минуту своей жизни.
Человеческая греховность, эта заразная болезнь, распространилась по всей земле, и земля тоже стала смертной, неся наказание за человеческий грех.
Кроме того, пренебрежительное, потребительское отношение к миру, полученному нами в дар от Бога, является отрицанием Его воли и тех принципов, которые заложены в Его повелении человеку "возделывать и хранить сад". Ответственное и бережное отношение людей ко всему, что составляет этот дар, неизбежно следует из того, с какой заботой Бог творил наш мир, как мудро установил законы его существования, с какой любовью Он повелевает всем Своим творением. "Взгляните на птиц небесных: они не сеют, не жнут, не собирают в житницы; и Отец Ваш небесный питает их. (...) Посмотрите на полевые лилии, как они растут: не трудятся, не прядут; но... и Соломон во всей славе своей не одевался так, как всякая из них;... траву полевую, которая сегодня есть, а завтра будет брошена в печь, Бог так одевает..." (Мф., 6: 26, 28-30).
Человек - не обезумевший деспот, никому не подвластный "царь природы", опьяненный безудержными прихотями и изощренными капризами. Людская власть над природой, - "над рыбами морскими, над птицами небесными, и над всяким животным, пресмыкающимся по земле", - получена нами из рук Бога, и нам придется нести ответ перед Ним за то, каким образом мы распорядились ею, как мы хранили наш дом и сад, нашу планету.

7
"Мы научились умирать. Но разве этого хотели?.."
О. Мандельштам
Рассмотрим теперь заповедь "Возлюби ближнего твоего как самого себя" (Мр. 12: 31) и те экологические выводы, которые следуют из нее.
Земля - не просто дом человечества, не камень и раствор, из которых сложены стены, - но живой организм, составной частью которого являются и люди. На нашей планете есть все, что необходимо для жизни - воздух, солнечный свет и тепло, вода и пища, ресурсы и энергия, и многое, многое другое.
Но катастрофическое загрязнение окружающей среды, исчерпание ресурсов, таких, как пресная питьевая вода, плодородные земли, чистый воздух, а также полезных ископаемых и промышленного сырья, означает не просто "хищническое" отношение к природе, но и нарушение заповеди "возлюби ближнего своего". Гордыня знает лишь одно: "возлюби самого себя", но следствием ее стало то, что те же люди, которые моют в речках машины, оставляют в лесу пластиковый мусор, используют пестициды, не только загрязняют лес, речку или несколько гектаров земли, не только принимают участие в уничтожении животных и растений, - но и оказываются причастными к массовым убийствам. Они так же несут вину за болезни и страдания своих детей и близких, как и за то, что подрывают свое здоровье и сокращают собственную жизнь. Поступки, влекущие за собой не мгновенную, но медленную смерть тех, кто умирает от рака в 40 лет, или детей, которые рождаются неизлечимыми инвалидами и не доживают и до 25 лет, - остаются убийством.
Разве смерть от наследственных заболеваний, от нарушений иммунной системы, от сердечно-сосудистых или онкологических заболеваний, вызванных неблагополучной экологической обстановкой, перестает быть смертью?
Например, такой пестицид, как ДДТ, применение которого было запрещено более десятилетия назад, до сих пор обнаруживается в женском молоке в тех районах, где его никогда не использовали. И можно найти множество других примеров того, насколько тесны взаимосвязи между человеком и окружающим его миром.
Закон "бумеранга зла", о котором писал Л. Толстой, безотказно действует не только в духовной сфере или в области отношений между людьми, но и на "обитаемой земле": преступление против жизни, совершенное мною даже по незнанию, небрежности или безответственности, обязательно найдет свою жертву. Возможно, этой жертвой станут мои дети. Или я сам, потому что загрязнение среды рикошетом попадает в каждого, живущего не только "здесь и сейчас", но и в людей будущего, независимо от того, родились они на Севере Европы, в Австралии, в Белоруссии, или в Америке...
Кроме того, для нас было бы преступлением оправдывать собственное жестокосердие, безответственность и часто элементарную безграмотность тем, "что земля и все дела на ней сгорят" (2 Петра, 3: 10). Ведь сегодня и сейчас мы, наше безбожие, гордыня и греховность, повинны в том, что все больше детей рождаются безнадежно больными, за то, что многие люди умирают в страшных мучениях из-за того, что вынуждены жить на мертвой земле. И на нас лежит ответственность за все страдания, которые испытывают божьи твари, пораженные болезнями и мутациями, отравленные и изуродованные, изгоняемые с земли, на которой поселил их Господь.
Исаак Сирин, один из духовных писателей древности, сказал: "Что есть сердце милующее? - Сердце милующее есть горение сердца о всей твари. От великой жалости и от великого страдания сжимается сердце его, и не может оно вынести, или слышать, или видеть какого-либо вреда или малой печали, претерпеваемых тварью. А потому о бессловесных и о естестве пресмыкающихся молится с великой жалостью".
Нам пора прекратить вести себя, как обезумевшим варварам, которые не хотят видеть за творением Творца, а за своей безответственностью - бесчисленные страдания. Человеческие преступления против природы есть преступления перед ближними и перед Богом, и они также требуют раскаяния и преодоления. И, возвращаясь к Богу, нам необходимо вернуться и к тому служению, которое предназначил Он для нас, вложив в наши руки любящую заботу о нашем собственном доме.



Личное участие в улучшении экологической ситуацииА. Голикова
- изменить мышление и стиль жизни;
- следить за состоянием мотора и уровнем выхлопных газов личного и частного автотранспорта (при этом можно достичь снижения уровня загрязнения воздуха на 50%);
- использовать общественный транспорт или ходить пешком, когда возможно (не ездить на машине, если нет необходимости);
- использовать бензин без свинца, поставить нейтрализатор;
- покупать продукты, не содержащие вредных для окружающей среды и здоровья человека веществ (химикаты, хлорированные фторуглероды), а также при производстве которых не использовались вредные вещества;
- использовать емкости не один раз;
- не покупать излишне упакованные продукты и в упаковке, не подлежащей разложению (полиэтиленовые пакеты);
- попробовать выбрасывать меньше мусора хотя бы на 25%;
- использовать как можно меньше воды (мыть посуду в миске, раковине; чистить зубы, бриться в раковине, кружке; принимать душ быстро);
- отключать ТВ, радио, магнитофон, если их никто не смотрит и не слушает;
- бережно расходовать электроэнергию, газ (выключать лишний свет, подогревать только нужное кол-во пищи, воды);
- бережно использовать бумагу, стараться покупать бумагу из утиля;
- не покупать товары из меха редких животных или слоновой кости;
- сажать деревья, кустарники;
- использовать батарейки как можно реже - на их производство затрачивается в 50 раз больше энергии, чем они отдают;
- употреблять здоровую пищу (меньше жира, сладкого) для профилактики ряда заболеваний, что приведет к уменьшения приема лекарств;
- заниматься физическими упражнениями хотя бы 2-3 раза в неделю;
- утеплять дома (это сберегает энергию, и у вас дома будет теплее) и помогать в этом пожилым одиноким людям;
- по возможности устанавливать солнечные батареи; пользоваться альтернативными источниками энергии;
- постараться разузнать о заповедниках в вашей области (какие виды животных, птиц, растений занесены в Красную книгу, какие меры предпринимаются, чтобы их спасти);
- говорите с детьми о проблемах экологии;
- попробуйте писать письма в различные инстанции о проблемах окружающей среды, которые вас беспокоят;
- разузнайте об экологических организациях, группах, существующих в вашей стране, попробуйте с ними связаться, принять участие в проектах.
© Христианская культура, 2000-2007тел./факс: +375-17-281-72-17